ГлавнаяКалендарь

Великий (Чистый) четверг

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Ве́чери. Мц. Матроны Солунской (III–IV).
Мчч. Мануила и Феодосия (304). Прп. Иоанна прозорливого, Египетского (ок. 395).
Литургия св. Василия Великого.
Утр. – Лк., 108 зач. (от полу?), XXII, 1–39. Лит. – 1 Кор., 149 зач., XI, 23–32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1–20. Ин., 44 зач., XIII, 3–17. Мф., 108 зач. (от полу?), XXVI, 21–39. Лк., 109 зач., XXII, 43–45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 – XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1–11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12–17.
На утрене кафизм нет (кафизмы отменяются до Недели Фоминой, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы). «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголем. По 50-м псалме – канон. По «Благо есть» (читается один раз) – тропарь «Егда славнии ученицы́...» и сугубая ектения. Часы обычные (на 1-м часе паримия). На изобразительных Блаженны читаются.
Литургия начинается вечерней. Вход с Евангелием. Вместо Херувимской песни, причастна, «Да исполнятся уста наша...», а также во время причащения (вместо «Тело Христово приимите...») – «Вечери Твоея тайныя...». Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона: «Странствия Владычня...». Отпуст утрени и литургии: «Иже за превосходящую благость...». Отпуст повечерия и изобразительных: «Христос, Истинный Бог наш...».
Обычно в Великий Четверг заготовляются запасные Святые Дары на весь год для причащения больных. Чин умовения ног, по традиции, совершается при архиерейском служении.
Тропарь, глас 8:
Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый,/ сребролю́бием неду́говав, омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́ несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия.// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 2:
Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да, раб и льстец.
***
Для нас Новый Завет и пришествие Спасителя – это не раз совершенное деяние, а продолжающаяся реальность, которую мы не созерцаем со стороны, о которой мы не только читаем в Евангелии, но в которой мы участвуем на месте учеников Спасителя, приобщаясь через хлеб и вино подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя. Того Тела, в котором было обновлено человеческое естество, того Тела, через которое была возрождена человеческая природа, а это значит, что и мы во Христе через Таинство Евхаристии возрождаемся к новой жизни и обретаем великую силу побеждать грех.
2015-04-09