ГлавнаяНовости120 лет со дня кончины основателя Казанского женского монастыря.

120 лет со дня кончины основателя Казанского женского монастыря

30 мая исполнилось 120 лет со дня кончины основателя Казанского женского монастыря с. Колычево иеросхимонаха Макария (Петрова). В этот день благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим отслужил литургию в Казанском монастыре. По окончании богослужения была совершена панихида.

Подвижник благочестия XIX столетия, основатель Казанского монастыря, иеросхимонах Макарий (Петров).

Иеросхимонах Макарий (в миру Матвей Петров) родился в деревне Никольской Ефремовского уезда Тульской губернии в семье крепостных крестьян Петра и Анны Петровых. Когда ему было 10 лет, его семья была передана помещику Афанасьеву и переехала в деревню Васинская (ныне не существует) Егорьевского уезда Рязанской губернии. С детства у Матвея было желание уйти в монастырь, но помещик его не отпускал. В 13 лет Матвею все же удалось получить отпускную грамоту у своего помещика и, испросив благословение родителей, он ушел в Старо-Голутвин мужской монастырь. Вскоре был пострижен в рясофор с именем Матфий, в честь одного из 70-ти апостолов. Постриг совершил настоятель Старо-Голутвина монастыря игумен Назарий, воспитанник святителя Филарета (Дроздова). После пострига отец Матфий был келейником игумена Назария, который скончался в 1855 году.

В 1856 году настоятель Старо-Голутвина монастыря игумен Авраамий перевел отца Матфия в Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь, расположенный недалеко от Коломны на берегу реки Москвы. В монастыре отец Матфий выполнял различные послушания. Желая большего уединения, он испросил у наместника Бобренева монастыря иеромонаха Феоктиста благословение удалиться в затвор. В то время ему было около сорока лет. В воскресный день, по окончании Божественной литургии и благодарственного молебна, монахи вывели отца Матфия, покрытого черным покрывалом, на середину храма, где стоял наместник, иеромонах Феоктист. Наместник монастыря осенил отца Матфия крестом, и под звон колоколов все вышли из храма и крестным ходом направились к угловой башне монастырской ограды. У входа в башню иеромонах Феоктист сказал напутственное слово иноку, сам запер за ним входной замок и, опечатав его сургучом, скрепил печатью. В течение семи лет инок Матфий находился в затворе монастырской башни. В его келье не было окон, а дверь была заперта. В соседнюю комнату выходило небольшое отверстие в стене, через которое затворник получал немного пищи от келейника и общался с посетителями. Известие о затворнике привлекло в монастырь много приезжих, желающих побеседовать со старцем. В 1864 году по молитвам отца Матфия в Бобренев монастырь, который находился в крайней нищете, приехал Давид Иванович Хлудов, который отреставрировал полностью обветшавший храм и часть монастырских построек.

О пребывании отца Матфия в затворничестве Бобренева монастыря сохранилось письменное свидетельство его келейника монаха Иосифа (Зорина):

«Нас было двое, приставленных отцом Наместником, чтобы служить и помогать батюшке в его затворе. Помещение дано нам в верхнем этаже той же башни, где внизу находился старец. В его келью свет дневной ниоткуда не проникал, дверь заперта, а окон не было; выходило небольшое из его кельи отверстие в соседнюю небольшую комнату, откуда и подавалась ему пища, здесь же собирались и посетители. День и ночь у него теплилась лампада, где пред святыми иконами и совершал он молитвенное свое правило. Пред отхождением ко сну и ранним утром приглашал он кого-либо из нас к отверстию, чтобы читать положенные на каждый день каноны и две-три кафизмы из псалтири, чтение ежедневно продолжалось и всякий раз полтора или два часа. Так прошло два, три месяца, к концу полугодия старец пожелал видеть отца Наместника, выразил пред ним всю скорбь и бессилие на дальнейшее пребывание в затворе, испросил благословение хоть ночным временем выходить из башни, а ранним утром, до благовеста, выходить в храм Божий, избрав для стояния место в алтаре. При такой новой обстановке Батюшка, оставляя затворы ночью и освежаясь воздухом, стал чувствовать себя лучше, сделался более бодрым, веселым и благодушным. Посетителей принимал свободнее и беседы его с ними были гораздо оживленнее. Не отклонял и приношений, с какими заявлялись к нему приходящие по усердию из Коломны, от купечества и других сословий поступали: чай, сахар, рыба и хлеб печеный в различных видах; от простонародья: холстина, разные шерстяные и бумажные вещи домашнего рукоделия, но в особенности от почитателей, людей состоятельных, поступали: свечи восковые, деревянное масло, вино церковное и нередко мука для просфор – все это старец тут же через келейника посылал Настоятелю и себе ничего не оставлял. Кто-то подарил ему шапку в виде скуфьи, кованную из железа, тяжеловесный крест железный на таковой же цепи. В последние годы затвора во многом изменился старец. В обращении с посетителями был крайне загадочен, говорил притчами и иносказательно, входил иногда в разбирательство и семейных положений и по ним определял тот или другой исход дела, многое из предположений его и в действительности сбывалось. Труженическая жизнь отца Матфия, при всей напряженности и сосредоточенности в себе, не осталась без следа и на его наружном виде. Рано он – в сорок лет – состарился; седые волосы покрыли голову и довольно густую бороду; лицо его всегда чистое, свежее, по временам с румянцем на щеках; взор, остановившийся на одном предмете, быстрый и пронзительный, хотя левый глаз от рождения закрыт. Вся поступь старца, при всей кажущейся простоте, строгая, недоверчивая и до крайности осмотрительная».

Летом 1864 года между наместником монастыря и затворником вышло недоразумение, вследствие чего инок Матфий подал прошение об увольнении и был отпущен. Но перед уходом из Бобреневского монастыря принял монашеский постриг.

Прибыв в деревню Сазоново Егорьевского уезда, инок Матфий временно поселился у своих знакомых Никанора и Андрея Лепилиных. В 1865 году отец Матфий был приписан к мещанскому обществу.

С момента переселения в Сазоново отец Матфий неустанно трудился над созданием в Колычево богадельни и женской общины. После открытия женской общины, в 1875 году, отец Матфий построил в глубине сада общины деревянную келью и жил в уединении.

После открытия женского монастыря отец Матфий был переведен в Николо-Радовицкий монастырь, где наместник монастыря архимандрит Владимир (Добролюбов) постриг его в мантию с именем Максим, а через два года — в схиму с именем Макарий.

В 1887 году схимонах Макарий был переведен в Рязанский Троицкий монастырь. Там был рукоположен во диакона, а затем — во иерея.

Незадолго до смерти отец Макарий испросил разрешения поселиться в основанной им Колычевской обители, где и скончался 17 (30) мая 1894 года.

120 лет со дня кончины основателя Казанского женского монастыря (1) 120 лет со дня кончины основателя Казанского женского монастыря (2) 120 лет со дня кончины основателя Казанского женского монастыря (3)
120 лет со дня кончины основателя Казанского женского монастыря (4)   120 лет со дня кончины основателя Казанского женского монастыря (5)

30.05.2014