2021 Церковный календарь
![]() | 120 лет со дня кончины основателя Казанского женского монастыря30 мая исполнилось 120 лет со дня кончины основателя Казанского женского монастыря с. Колычево иеросхимонаха Макария (Петрова). В этот день благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим отслужил литургию в Казанском монастыре. По окончании богослужения была совершена панихида. Подвижник благочестия XIX столетия, основатель Казанского монастыря, иеросхимонах Макарий (Петров). Иеросхимонах Макарий (в миру Матвей Петров) родился в деревне Никольской Ефремовского уезда Тульской губернии в семье крепостных крестьян Петра и Анны Петровых. Когда ему было 10 лет, его семья была передана помещику Афанасьеву и переехала в деревню Васинская (ныне не существует) Егорьевского уезда Рязанской губернии. С детства у Матвея было желание уйти в монастырь, но помещик его не отпускал. В 13 лет Матвею все же удалось получить отпускную грамоту у своего помещика и, испросив благословение родителей, он ушел в Старо-Голутвин мужской монастырь. Вскоре был пострижен в рясофор с именем Матфий, в честь одного из 70-ти апостолов. Постриг совершил настоятель Старо-Голутвина монастыря игумен Назарий, воспитанник святителя Филарета (Дроздова). После пострига отец Матфий был келейником игумена Назария, который скончался в 1855 году. В 1856 году настоятель Старо-Голутвина монастыря игумен Авраамий перевел отца Матфия в Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь, расположенный недалеко от Коломны на берегу реки Москвы. В монастыре отец Матфий выполнял различные послушания. Желая большего уединения, он испросил у наместника Бобренева монастыря иеромонаха Феоктиста благословение удалиться в затвор. В то время ему было около сорока лет. В воскресный день, по окончании Божественной литургии и благодарственного молебна, монахи вывели отца Матфия, покрытого черным покрывалом, на середину храма, где стоял наместник, иеромонах Феоктист. Наместник монастыря осенил отца Матфия крестом, и под звон колоколов все вышли из храма и крестным ходом направились к угловой башне монастырской ограды. У входа в башню иеромонах Феоктист сказал напутственное слово иноку, сам запер за ним входной замок и, опечатав его сургучом, скрепил печатью. В течение семи лет инок Матфий находился в затворе монастырской башни. В его келье не было окон, а дверь была заперта. В соседнюю комнату выходило небольшое отверстие в стене, через которое затворник получал немного пищи от келейника и общался с посетителями. Известие о затворнике привлекло в монастырь много приезжих, желающих побеседовать со старцем. В 1864 году по молитвам отца Матфия в Бобренев монастырь, который находился в крайней нищете, приехал Давид Иванович Хлудов, который отреставрировал полностью обветшавший храм и часть монастырских построек. О пребывании отца Матфия в затворничестве Бобренева монастыря сохранилось письменное свидетельство его келейника монаха Иосифа (Зорина): «Нас было двое, приставленных отцом Наместником, чтобы служить и помогать батюшке в его затворе. Помещение дано нам в верхнем этаже той же башни, где внизу находился старец. В его келью свет дневной ниоткуда не проникал, дверь заперта, а окон не было; выходило небольшое из его кельи отверстие в соседнюю небольшую комнату, откуда и подавалась ему пища, здесь же собирались и посетители. День и ночь у него теплилась лампада, где пред святыми иконами и совершал он молитвенное свое правило. Пред отхождением ко сну и ранним утром приглашал он кого-либо из нас к отверстию, чтобы читать положенные на каждый день каноны и две-три кафизмы из псалтири, чтение ежедневно продолжалось и всякий раз полтора или два часа. Так прошло два, три месяца, к концу полугодия старец пожелал видеть отца Наместника, выразил пред ним всю скорбь и бессилие на дальнейшее пребывание в затворе, испросил благословение хоть ночным временем выходить из башни, а ранним утром, до благовеста, выходить в храм Божий, избрав для стояния место в алтаре. При такой новой обстановке Батюшка, оставляя затворы ночью и освежаясь воздухом, стал чувствовать себя лучше, сделался более бодрым, веселым и благодушным. Посетителей принимал свободнее и беседы его с ними были гораздо оживленнее. Не отклонял и приношений, с какими заявлялись к нему приходящие по усердию из Коломны, от купечества и других сословий поступали: чай, сахар, рыба и хлеб печеный в различных видах; от простонародья: холстина, разные шерстяные и бумажные вещи домашнего рукоделия, но в особенности от почитателей, людей состоятельных, поступали: свечи восковые, деревянное масло, вино церковное и нередко мука для просфор – все это старец тут же через келейника посылал Настоятелю и себе ничего не оставлял. Кто-то подарил ему шапку в виде скуфьи, кованную из железа, тяжеловесный крест железный на таковой же цепи. В последние годы затвора во многом изменился старец. В обращении с посетителями был крайне загадочен, говорил притчами и иносказательно, входил иногда в разбирательство и семейных положений и по ним определял тот или другой исход дела, многое из предположений его и в действительности сбывалось. Труженическая жизнь отца Матфия, при всей напряженности и сосредоточенности в себе, не осталась без следа и на его наружном виде. Рано он – в сорок лет – состарился; седые волосы покрыли голову и довольно густую бороду; лицо его всегда чистое, свежее, по временам с румянцем на щеках; взор, остановившийся на одном предмете, быстрый и пронзительный, хотя левый глаз от рождения закрыт. Вся поступь старца, при всей кажущейся простоте, строгая, недоверчивая и до крайности осмотрительная». Летом 1864 года между наместником монастыря и затворником вышло недоразумение, вследствие чего инок Матфий подал прошение об увольнении и был отпущен. Но перед уходом из Бобреневского монастыря принял монашеский постриг. Прибыв в деревню Сазоново Егорьевского уезда, инок Матфий временно поселился у своих знакомых Никанора и Андрея Лепилиных. В 1865 году отец Матфий был приписан к мещанскому обществу. С момента переселения в Сазоново отец Матфий неустанно трудился над созданием в Колычево богадельни и женской общины. После открытия женской общины, в 1875 году, отец Матфий построил в глубине сада общины деревянную келью и жил в уединении. После открытия женского монастыря отец Матфий был переведен в Николо-Радовицкий монастырь, где наместник монастыря архимандрит Владимир (Добролюбов) постриг его в мантию с именем Максим, а через два года — в схиму с именем Макарий. В 1887 году схимонах Макарий был переведен в Рязанский Троицкий монастырь. Там был рукоположен во диакона, а затем — во иерея. Незадолго до смерти отец Макарий испросил разрешения поселиться в основанной им Колычевской обители, где и скончался 17 (30) мая 1894 года.
30.05.2014 |